НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО «ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АНО «ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА».
В декабре 2015 г. и январе 2016 г. Европейский Суд по правам человека коммуницировал жалобы беженцев, находящихся в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево». ЕСПЧ понадобилось лишь четыре дня, чтобы принять заявления к рассмотрению и уведомить о них российские власти. Последним предстоит ответить Суду на вопросы о том, нарушает ли содержание в транзитной зоне Статью 5 ЕКПЧ и содержатся ли заявители в бесчеловечных условиях в нарушение Статьи 3 указанной Конвенции.
Длительное пребывание лиц, ищущих убежище в России, в транзитной зоне международных аэропортов повторяется из года в год. В данном случае речь идет о четверых беженцах из Сирии, Палестины, Ирака и Сомали, которые не могут вернуться домой, где им грозит опасность, и не могут получить убежище в России, и которые уже провели в «Шереметьево» в ожидании рассмотрения их заявлений от пяти до девяти месяцев.
Журналист из Сомали, имеющий гражданство Йемена, не может вернуться в страну происхождения из-за угрозы для него самого и его семьи в связи с отказом сотрудничать с террористами и освещать расправы над людьми, также невозможно его возвращение в Йемен, где идет широкомасштабная военно-воздушная операция. Бизнесмен из Алеппо (Сирия) оказался в «Шереметьево» после того, как не был принят турецкими, а затем ливанскими властями, и был возвращен в Россию. Архитектор из Ирака спасся бегством от угроз со стороны боевиков Исламского государства (запрещенного в России). При этом, будучи суннитом, он рискует стать жертвой преследования на родине также и со стороны официальных властей или поддерживающих их военизированных группировок. Уроженец сектора Газа, повар, не мог попасть домой из-за обострения ситуации в регионе и закрытия Египтом перехода Рафах. Когда через почти 6 месяцев переход открыли, палестинец предпочел вернуться в опасный регион длительному ожиданию решения российских властей в бесчеловечных условиях.
Оказавшись в безвыходной ситуации, они обратились к российским миграционным органам за убежищем, несколько месяцев ожидали собеседования и рассмотрения их ходатайств, но получили отказы, которые в настоящее время обжалуют. Все эти месяцы они находятся в стенах аэропорта, где отсутствуют условия для нормальной жизнедеятельности человека – они спят на полу в транзитной зоне, не имеют возможности принять душ и выживают лишь благодаря поддержке УВКБ ООН, московское представительство которого еженедельно привозит им сухой паек и самые необходимые гигиенические принадлежности. На фоне неприемлемых условий проживания у заявителей наблюдается серьезное ухудшение состояния здоровья, и ситуация усугубляется отсутствием доступа к медицинской помощи. При этом их паспорта забрали, но положенные по закону свидетельства о рассмотрении ходатайств не выдали, они не получили доступа к центрам временного размещения иностранных граждан, который получают все искатели убежища, медицинской и юридической помощи.
Ситуация с многомесячным пребыванием в транзитной зоне и стала предметом рассмотрения Европейского Суда по правам человека. Суд получил заявления от представителей беженцев в декабре 2015 г. - январе 2016 г. и принял решение рассмотреть их в ускоренном порядке – жалобы были коммуницированы, то есть направлены российским властям с вопросами о нарушениях, в течение четырех дней – в рекордные для ЕСПЧ сроки. Хотя это и не решает самой насущной проблемы – длящегося лишения свободы в бесчеловечных условиях – ускоренная коммуникация показывает особую значимость дел.
Институт прав человека приветствует такой подход ЕСПЧ и надеется на положительное разрешение ситуации этих людей.
Представителями пленников транзитной зоны в ЕСПЧ являются координаторы программы «Право на убежище» Элеонора Давидян и Дарья Тренина.