НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО «ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АНО «ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА».
Сегодня, как и вчера, десятки тысяч заключенных в СИЗО не получают предусмотренные в принципе свидания даже с близкими. Это объясняется тем, что разрешение на них дает следователь, цель которого «дожать» подследственного, а не помочь ему сохранить семью и человеческое достоинство в период довольно долгого подчас пребывания в условиях изоляции. И впрямь: зачем преступнику (даже не признанному таковым по суду) моральная опора и поддержка родных. Про мотивы таких повсеместных отказов в свиданиях и говорить не стану – и так все явно.
Вот как сформулирована нынешняя редакция части 3 ст. 18 закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых…» (103-ФЗ):
«Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело,предоставляется не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое».
Об этой проблеме задумались в президентском Совете по правам человека и сказали о ней Президенту на встрече с ним 11 декабря прошлого года. Но важно не только обозначить болевую точку, но и предложить нечто исправляющее ситуацию. Причем так, чтобы минимизировать произвол следственных органов, не усложняя жизнь заключенного и, одновременно, не допустив перекоса на пользу тем из них, кто злоупотребил бы таким свиданием в интересах собственной безнаказанности за содеянное.
Поэтому предлагаю дополнить указанную норму еще одной фразой:
Вариант 1
При наличии оснований отказа в очередном свидании указанные должностные лица или органы обращаются с соответствующим ходатайством в суд, принимающий решения по назначению или продлению меры пресечения подозреваемому или обвиняемому, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Вариант 2
При наличии оснований отказа в очередном свидании указанные должностные лица или органы обращаются к надзирающему прокурору с представлением о получении согласия на принятое им решение. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих более чем одному свиданию с родственниками или иными лицами, необходимо предварительное согласование решения об отказе в свидании с прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем, в постановлении которого должна содержаться оценка обоснованности и правомерности отказа.
При этом у коллеги Андрея Бабушкина есть кажущийся ему более проходным и взвешенным другой вариант.
Вариант Бабушкина:
«Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляется два свидания в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое. Об отказе в предоставлении свидания выносится мотивированное постановление, которое утверждается прокурором».
Остается быть услышанным субъектами законодательной инициативы. И чем скорее, тем лучше, хотя поздно не будет никогда …
Валентин Гефтер