К погрому в Сахаровском центре: первая реакция

Лев Левинсон

Само понятие "оскорбление чувств верующих" в правовом смысле - юридическое закрепление неравенства, рудимент средневековья, пример недопустимой идеологизации права.

С какой стати "чувства верующих" нуждаются в большей защите, чем чувства атеистов? Почему чувства коммунистов, демократов, националистов, пацифистов, милитаристов, любителей прекрасного не защищать таким же образом?

Оскорбление верующих возможно на их территории. В Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" говорится, что "проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются." Иными словами, вдали от объектов религиозного почитания допускается размещение изображений, которые могут казаться верующим оскорбительными.

Иначе и быть не может. Конституция гарантирует идеологическое многообразие, государство является светским. А значит, антирелигиозная пропаганда имеет не меньше прав, чем религиозная, антирелигиозная агитация защищена самой Конституцией.

Что касается выставки, то это выставка художественная, на которой представлены работы лучших, получивших признание российских художников. Они высказывались на заявленную организаторами тему свободно и разнообразно. Кто - религиозно, даже мистически-религиозно, кто - антирелигиозно. Иные просто сделали смешно.

Смех - сильный прием. Осмеянные возмущаются. Возмущались аббатом Рабле, понимавшим, что смех освобождает. Многие выставленные в Сахаровском работы - например, Авдея Тер-Оганьяна, веселы, карнавальны.

Но смеховая культура всегда сопутствовала культуре церковной. Почитали бы православные русскую сатиру XVII века: литургию табака, например. Там кощунство (семинарское, кстати, поповское) почище нынешних акционистов. Что ж? Бог не столь обидчив, как митрополит Кирилл.

Борис Альтшулер

Это реплика на реплику. Лев Левинсон, наверно, прав во всем, кроме того, что игнорирует специфику того, что история эта связана с именем Сахарова (была бы такая выставка в Доме Художника - и на здоровье). Я - то знаю НАСКОЛЬКО НЕМЫСЛИМО для Андрея Дмитриевича, что от его имени говорят на таком языке ("This is my blood" - Христос - про кока-колу и т.п.). Так что эта выставка ужасна именно оскорблением памяти Сахарова и чувств тех (верующих и неверующих), кто эту память чтит и для кого его имя остается эталоном нравственности и порядочности.

Ну а погромщики - есть погромщики, Кирилл - есть Кирилл, но ведь и жестокость порождает жестокость. А выставка "Осторожно религия", организованная в Центре Сахарова - это все-таки очень жестоко в отношении многих и многих, для кого, как я говорил, имя Сахарова важно и ценно.

Светлана Ганнушкина

1. Не согласна с Вами. "Оскорбление чувств верующих" недопустимо, как и оскорбление любого иного чувства, что важнее, чем оскорбление убеждений. Идея коммунизма, демократии или теории относительности становится на уровень веры, то это всегда приводит к плохим результатам, очень нам известным.

Никогда не сталкивалась с атеистами, которым были бы важны их чувства атеизма. Воинствующих или вульгарных атеистов видела много. И встречала в жизни несколько людей, не нуждавшихся в вере. Это были очень хорошие люди с высоким природным нравственным чувством без усилий. Их атеизм (хотя мне бы не хотелось так его называть) не был активным, его едва ли можно было оскорбить.

Бывает так, что одни люди в некоторой области нуждаются в защите больше, чем другие. И никакой дискриминации тут нет.

Ну, можно сказать, что, если вы поклоняетесь красоте, то задевать

ваши чувства тоже нельзя.

Но поклоняться атеизму? Это что значит?

Когда, лет 30 назад, юная изящнейшая персиянка (таджичка) с

придыханием сказала: "Как Вы не верите в НЛО? А я верю и жду их.", я тут же прекратила спор, поскольку он перешел в недоступную моей логике сферу. То, что я могла объяснить рационально все приводимые ее кумирами примеры, не значило для нее ровно ничего. А для меня было запретным ранить ее чувство веры, пусть и в НЛО. Это и выражено в праве.

2. Смех освобождает и сближает, даже с Богом, позволю себе

предположить. Искусство требует культуры восприятия, которую надо воспитывать. Погромщики совершили хулиганство и порчу чужого имущества. С ними следует поступать в соответствии с законом.

Но! Выставкам место в художественных салонах, выставочных залах, клубах и иных соответствующих местах.

Выставке, организованной в Центре Сахарова, неизбежно придается

несколько иное значение, чем просто художественной выставке.

Художник - больше, чем художник. Картина - больше, чем картина.

Идеологизация должна была произойти и вызвать протест. А тут еще, никаких объяснений, при чем тут права человека.

Думаю, что организация такой выставки в Центре была ошибкой, которую нам надо учесть и не повторять.

А так, я с детства слышала от своего певшего в церковном хоре деда:

Паки и паки!

Разорвали попа собаки.

А если бы не дьячки,

Осталися бы одни клочки.