Поправки, приятные во всех отношениях

← Следующая Предыдущая →

Этот текст о парафиновых фруктах. Как гражданам пытаются внушить, что поправки съедобные. И даже сытные. После чего – о реальных, а не имитационных изменениях Конституции. За которые не агитируют, и которые примут.

Старый грузинский анекдот. Учитель спрашивает ученика: Гиви, сколько будет дважды два? Десять, — отвечает Гиви. Учитель в негодовании: ну пять, ну шесть…  но десять!

Авторы конституционного пересмотра считают как Гиви. 3=0, а 5=2 президентским срокам. Поправка оказывается несколькими десятками поправок, не связанных между собой. Откровенная агитация именуется «информированием».

Это информирование оперирует в основном электорально выгодными слоганами, которые должны побуждать народ к голосованию. Из 46 пунктов закона о поправке к Конституции средствами пропаганды используются в разной последовательности не более 15 тематических позиций. Это или совсем краткая, как, например, в Аргументах и фактах, либо чуть более развернутая, как на сайте мэрии Москвы, версия («суть») для голосующих. Она представлена в первой колонке таблицы, которую я привожу ниже. Во второй колонке таблицы указано – какую именно поправку имели в виду, т.е. цитата из закона о поправке (зачастую, агитационный тезис имеет отдаленное отношение к реальному содержанию поправки). В третьей колонке – соотношение поправки с положениями неизменяемых 1 и 2 глав Конституции, с которыми многие поправки в той или иной мере вступают в противоречие. Здесь надо напомнить, что согласно статье 16 Конституции, никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя РФ, т.е. главе 1. В отдельных случаях в третьей колонке  приводятся нормы федеральных законов, уточняющих соответствующие конституционные положения. В последней колонке – мой комментарий.

Пропаганда «за» — версия для граждан (описание поправки на официальном сайте https://www.mos.ru/)

Текст поправки к Конституции (что, собственно, вынесено на голосование)

Что об этом в Конституции РФ (до ее изменения) и в федеральных законах

Комментарий автора

 

1. Дети
  Обновленная Конституция закрепляет роль государства по защите и воспитанию детей. Государство возьмет на себя обязанности родителей для детей, которые остались без семьи.

Новая ст. 67.1:

«4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Конституция, ст. 38: «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей».

Семейный кодекс, ст. 121: «Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (см. также Гражданский кодекс, статья 34).
Ничего нового для детей поправка не закрепляет. Право родителей воспитывать своих детей ограничивается в поправке идеологической установкой на воспитание в детях «патриотизма» и «гражданственности». В этой части поправки противоречат основным принципам права, по которым родители вправе воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, например, в духе космополитизма, приоритета общечеловеческого над национальным, а также воспитывать в них уважение ко всем людям, независимо от того, старшие они или младшие. Что касается обязанности государства в отношении детей-сирот, то эта обязанность и так закреплена в действующем законодательстве.
2.а МРОТ
 

Поправки закрепляют минимальный размер оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума.      

Новая редакция ст. 75:

«5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации».

Конституция, ст. 7: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда».

Трудовой кодекс, ст. 133: «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения».

В поправке нет ничего нового, кроме  уважения государством труда граждан, но не понятно, что из этого следует: минимальный размер оплаты труда? Тем более что гарантия сформулирована так, что для многих работников гарантированный минимум снижается.

Прожиточный минимум в действующем законодательстве устанавливается по регионам; для многих граждан прожиточный минимум в целом по РФ ниже прожиточного минимума в их регионе (например, в Москве он выше общероссийского).
2.б Развитие предпринимательства
 

Государство обязуется помогать развитию предпринимательства.

Дополнение ст. 114: «Правительство … содействует развитию предпринимательства и частной инициативы».

Конституция, ст. 8:

«1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Лучше бы правительство не вмешивалось в частные коммерческие и некоммерческие инициативы.
3. Социальное государство
  Обновленная Конституция раскрывает понятие «социальное государство» и закрепляет обязанность заботиться о пожилых людях. Поправки предлагают индексировать пенсии каждый год и гарантируют обязательное социальное страхование, адресную поддержку и индексацию социальных выплат.

Ст. 75 в новой редакции:

«6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.»

Ст. 7. «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. …обеспечивается государственная поддержка … инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Ст. 39. «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Понятие «социальное государство» и так раскрыто в статье 7 Конституции.То же насчет заботы о пожилых. 

В статье 39 Конституции говорится и о социальном страховании. 

Новостью является формирование пенсионной системы на основе принципа «солидарности поколений». Раньше ни о какой «солидарности поколений» нигде в законодательстве не говорилось. Надо ли понимать, что, как в Туркменистане, пенсионерам, имеющим детей, государственные пенсии выплачиваться не будут?

О пенсиях говорится, что они индексируются. Но не сказано, что они должны быть не ниже прожиточного минимума. Это сказано только о зарплатах. Значит, пенсии могут быть ниже прожиточного минимума, была бы индексация. Как у Эльдара Рязанова: «У меня пенсия маленькая, но хорошая».

4. Нужная поправка
  Конституцию дополнит пункт о социальной защите граждан с ограниченными возможностями здоровья. Создание доступной среды для них и улучшение качества их жизни будет государственным приоритетом.

Дополнение статьи 114:

«Правительство… в2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни».

Аналогичных норм в Конституции нет.

Единственная по-настоящему нужная поправка. Теперь законодатель будет обязан учитывать конкретные обязательства перед инвалидами. А правоприменитель – создавать реальные условия для их полноценной интеграции. Поправка внесена депутатом О.Н. Смолиным, который был членом президентской рабочей группы.
5. Медпомощь
 

Поправки гарантируют право на качественную медицинскую помощь для всех россиян вне зависимости от региона. На этот результат будут работать органы власти. Государство также создаст условия для ведения здорового образа жизни и формирования культуры ответственного отношения к своему здоровью.

В новой редакции ст. 72 (совместное ведение РФ и субъектов РФ), п. «ж» изложить в следующей редакции:

«ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение».

Конституция, ст. 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Конституция, ст.72, п. «ж»: «координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение».

Поправку можно считать позитивной в части оказания доступной медицинской помощи. Однако доступная и качественная медицинская помощь представлена не как гарантия права, а как вопрос распределения властных полномочий. Что несколько снижает действенность этой поправки. Не понятно также, чем обеспечено утверждение пропагандистов, что, благодаря поправке,  на этот результат будут работать органы власти. Что им мешает это делать сейчас?

Что касается ответственного отношения граждан к своему здоровью, то это требование сомнительно. Ответственность может быть за причинение вреда здоровью других лиц, в том числе поставление под угрозу заражения. Но собственная жизнь человека не принадлежит государству.

6. Экология
 

В обновленной Конституции большое внимание уделено экологии. Поправки обязуют государство создать условия для сохранения природного разнообразия России и формирования в обществе ответственного отношения к животным.

 

Дополнение ст. 114: «Правительство … е5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным»;

«е6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры».

Конституция, ст. 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Конституция, ст. 58: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Конституция, ст. 9: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Конституция, ст. 35: «2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Конституция, ст 114: Правительство «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области … экологии».

Большое внимание экологии уделено как раз в действующей Конституции. Поправки добавляют только формирование ответственного отношения к животным, что вполне может быть урегулировано федеральным законом. Такие законы имеются. Вовсе не обязательно вставлять в Конституцию все высокое и прекрасное.

Если посмотреть, что именно предложено в экологических поправках, то мы увидим, что они дополняют компетенцию правительства требованиями, уже содержащимися в Конституции. В таком случае не понятно, почему в обязанности правительства не включено предоставление достоверной информации о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба от правонарушений в сфере природопользования.

7. Семейные ценности
 

В поправках прописана поддержка традиционных семейных ценностей: это защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также института брака как союза мужчины и женщины.

Изменение ст. 72 (предметы совместного ведения РФ и ее субъектов):

«ж1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях».

Дополнение п. «в» ст. 114: Правительство «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области …  поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей…».

Конституция, ст.7: «В Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…»

Конституция, ст. 38: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Конституция, ст. 72(п. «ж»): «…защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение».

Семейный кодекс: «Статья 12. Условия заключения брака. 1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».

Озабоченная часть общества интерпретирует поправку как направленную против гомосексуальной семьи. Однако данное дополнение Конституции вовсе не запрещает гомосексуальный брак. Из поправки не следует, что однополые союзы, в том числе однополый брак, заключенный в другом государстве, запрещается или преследуется. Более того, Конституция теперь признает, что брак может быть не только между мужчиной и женщиной, но и в другом составе. Государство защищает институт брака как союз мужчины и женщины, и не защищает брак в других его формах. Потому что если брак это только союз мужчины и женщины, то зачем это уточнять? Значит, из текста «обновленной Конституции» следует только, что однополый брак, заключенный в другом государстве, в РФ не только не преследуется, но и признается, хотя и не защищается. Понятно, что не все правонарушения перечислены в Конституции. Но, во всяком случае можно утверждать, что не все должно преследоваться, что не защищается.
8. Запреты для высших должностных лиц
 

Поправки в Конституцию запрещают Президенту, Премьер-министру, федеральным министрам, сенаторам, депутатам и другим высшим должностным лицам России иметь гражданство или вид на жительство иностранного государства, открывать счета и хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках.

Уточняется также ограничение на количество сроков на посту Президента Российской Федерации – оно применяется к действующему Президенту без учета числа сроков, которые он занимает на момент принятия (последнего предложения, про президента, вначале в этом перечне вообще не было, добавлено на сайт mos.ru позже, после 12 июня. То же – и на федеральном портале голосования).

Новая редакция статьи 81: «3.1. «Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением».

Изменение ст. 71: «В ведении Российской Федерации находятся: … т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

Аналогичными запретами дополнены статьи, относящиеся к президенту (ст. 81), сенаторам (ст. 95), депутатам Госдумы (ст. 97), Уполномоченному (ст. 103), председателю правительства (ст. 110), министрам (ст. 78), губернаторам (ст. 77), судьям (ст. 119), прокурорам (ст. 129).

Конституция, ст. 62:

«…2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

То, ради чего затеяна вся эта катавасия, стыдливо помещено в неподходящем месте и даже не выделено в отдельный пункт, дескать такое небольшое уточнение. Изначально  этого даже вообще не было в информационных списках основных поправок. Текст поправки саморазоблачителен. Авторы конструкции (формально поправка поступила из космоса от депутата Терешковой) постарались придать ей отвлеченный правовой вид. Будто бы поправка может быть отнесена к кому-либо еще, кроме действующего президента. Говорится о некоем лице, что «оно занимало и (или) занимает эту должность…». Вроде как неизвестно, о ком идет речь. Эта эквилибристика не снимает основной вопрос о соответствии обнуления статье 19 Конституции.:

Дополнения о  запрете иностранного гражданства  для должностных лиц всех уровней составляют почти половину текста поправок. Даже если эти дополнения не противоречат букве Конституции (см. ст. 62), они противоречат духу Конституции как исходящие из представления о всех иностранных государствах как о враждебных и разжигающие ксенофобию. Утверждение пропагандистов, что поправки относятся только к высшим должностным лицам, не соответствует действительности. Эти запреты распространяются на всех госслужащих и на всех муниципальных служащих. С другой стороны, эти запреты  не касаются членов семьи должностных лиц и не запрещают им самим иметь собственность в иностранном государстве (счет в иностранном банке нельзя, а дворец можно).

9.а Защита суверенитета
 

Обновленная Конституция провозглашает защиту суверенитета и целостности России. Не допускаются действия, направленные на отчуждение территории РФ, и призывы к ним.

Дополнение ст. 67: «2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.»

Из измененной редакции ст. 80: «В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности …».

Новая редакция пункта «ж» ст. 83: «ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом».

Конституция, ст. 4: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию . … 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Конституция, ст. 80: «В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности…».Конституция, ст. 5: «3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

Конституция, ст.55: «3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.».

Конституция, ст. 83 (полномочия президента): «ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом».

Утверждение, что именно «обновленная Конституция провозглашает защиту суверенитета и целостности России», не соответствует действительности. Суверенитет и целостность  и так всесторонне защищены действующей Конституцией. В то же время защита целостности не является по Конституции абсолютной и безоговорочной. С одной стороны – целостность, с другой – право народов на самоопределение. Поэтому запрет призывов к отчуждению территорий при предвзятом толковании этого запрета (что характерно для российской юстиции) может нарушать ст. 29 Конституции, гарантирующую свободу слова, право на информацию. Ст. 29 содержит закрытый перечень изъятий из этого права: «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Очевидно, что под «призывами к отчуждению» будет пониматься отличная от официальной точка зрения о известных территориях. Выражая альтернативное мнение по этому поводу, гражданин не только осуществляет свое право на политическое высказывание, но и непосредственно участвует в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

9.б Приоритет Конституции
 

Устанавливается приоритет Конституции РФ над решениями международных судов.

Дополнение статьи 125 частью 5.1: «б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации».

Конституция, статья 15: «4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Конституция, ст. 79: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

Приоритет Конституции над актами международного права, в том числе над решениями международных судов, изначально закреплен в действующей Конституции. С поправкой еще можно было бы согласиться, если бы она ограничивалась уточнением компетенции КС в части проверки соответствия Конституции решений ЕСПЧ и других наднациональных органов. Но поправка абсолютно неприемлема и со всей очевидностью  противоречит основам конституционного строя, так как  предусматривает  возможность неисполнения  решений международных судов «в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации». Что такое публичный правопорядок – неизвестно. Ни в Конституции, ни в одном федеральном законе никакого «публичного правопорядка» не упоминается. А значит, что такое «публичный правопорядок» будет решать КС, сполна доказавший способность признавать черное белым и наоборот. Любое неугодное решение ЕСПЧ может быть теперь фактически отменено. И вряд ли Совет Европы будет с этим мириться.
10. Назначение высших федеральных должностных лиц
 

 Федеральных должностных лиц предлагается назначать после консультаций в Совете Федерации, а руководство и состав Правительства России будет утверждать Государственная Дума. Государственный совет обеспечивает согласованное взаимодействие органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, усиливает роль регионов в принятии государственных решений.

Новая редакция ст. 83:

«Президент …

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности …

д1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности …

е5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом».

Конституция ст. 83:

«Президент … а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации».

Аналогичных полномочий Совета Федераций в действующей Конституции не установлено.

Государственный Совет действующей Конституцией не предусмотрен.

Расширение полномочий Госдумы и Совета Федераций по утверждению в должности премьер министра и федеральных министров имеет иллюзорный характер. По изначальной редакции Конституции Дума давала согласие на кандидатуру премьера или отклоняла ее. Теперь Дума будет утверждать кандидатуру, представленную президентом, после чего он же премьера и назначает. В раскладе властных полномочий по сути ничего не меняется. То же касается и консультаций с Советом Федерации по персоналиям силовых министров. Не из чего не следует, что эти консультации определяют выбор кандидатур.

Основная цель создания Госсовета – вертикализация власти («обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти»). Между тем, принцип устроения власти — разделение властей (ст. 10 Конституции), а не их «согласованное функционирование».

Как уже отмечалось, введение в текст Конституции понятия «публичная власть» преследует цель включения местного самоуправления в единую систему власти. Это противоречит статье 12 Конституции, согласно которой местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти.

11. Статус русского языка
 

Поправки закрепляют статус русского языка как языка государствообразующего народа. При этом всем народам России гарантируется право на сохранение, изучение и развитие родных языков.

Новая редакция ст. 68: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Конституция, ст. 68: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Право на сохранение, изучение и развитие родных языков народов РФ гарантировано в Конституции изначально. Также, само собой, русский язык изначально признается государственным. Новое здесь – государствообразующий народ.

Формулировка «государствообразующий народ, входящий в многонациональный союз равноправных народов» – это то же самое, что и «все граждане равны, но некоторые равнее». Первые слова Конституции в ее преамбуле – «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле…». Т.е. государствообразующими являются все народы, объединенные в один многонациональный народ.

Скорее всего, авторы поправки считают, что бросили патриотам кость, пусть глодают. Но вряд ли можно безнаказанно засорять Конституцию.

12. Культура
 

Обновленная Конституция определяет культуру России как уникальное наследие ее многонационального народа. Государство будет защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей страны.

В ст. 68.1: «4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.»

В ст. 69: «2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия».

Ст. 44 Конституции:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан  заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Поправка в виде части 4 ст. 68.1 обусловлена той же идеологической заданностью, что и поправки о государствообразующем народе, завещании предков и тп. Культуру нельзя сводить к культурному наследию. Определение культуры как «наследия»  ограничивает культурное разнообразие обращенностью в прошлое, приравнивает культуру в целом к памятникам истории и культуры. Выходит так, что государственная поддержка гарантирована только в части сохранения культурного наследия. По сути это вступает в противоречие со статьей 44 Конституции, где культура понимается не только как наследие, но и как свободное творчество современности. Что же касается наследия, то в ч. 3 ст. 44 об этом и так все сказано.
Что касается дополнения статьи 69, оно возражений не вызывает.
13. Стремление к научному прогрессу
 

Поправки отражают стремление России к научному прогрессу. Конституция закрепит такие понятия, как информационные технологии и безопасность персональных цифровых данных.

Дополнение ст. 114 новым пунктом:

«в1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала».

Новая редакция ст. 71:

» В ведении Российской Федерации находятся:

…м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных».

Конституция, ст. 71. «В ведении Российской Федерации находятся: …

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования».

Понятие «информационные технологии» раскрыто в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» как «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Т.е. это и интернет, и все СМИ, и любые другие инструментированные формы распространения и поиска информации. Вопреки пропагандистским утверждениям информационные технологии будут включены в Конституцию не в контексте стремления к научному прогрессу, а там, где речь идет о контроле над особо опасными и/или стратегически важными объектами, то есть поставлены в один ряд с оружием, боеприпасами, военной техникой, ядами и 

наркотиками. То же и применительно к цифровым данным (хотя понятие «цифровые данные» доселе в федеральных законах не использовалось). О техническом прогрессе в «обновленной Конституции» нет ни слова.

Между прочим, «персональных цифровых данных», о которых пишут пропагандисты, в поправках тоже нет. Есть просто «цифровые данные». Возможно, «персональные» добавлены, в связи с беспокойством, возникшем в обществе по поводу закона «О едином федеральном информационном регистре…». Дескать, Конституция будет стоять на страже цифровых персональных данных. Но поправка совсем не об этом.
14. Историческая преемственность
 

В Конституцию предлагают добавить статью об исторической преемственности Российской Федерации. Таким образом, Россия на своей территории официально будет правопреемником СССР, а также продолжателем членства СССР в международных организациях и договорах.

Новая ст. 67.1:

1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ст.1):

«3. Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР».

Письмо МИД РФ от 13.01.1992 N 11/Угп:

«Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик. …В этой связи Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР».

«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (преамбула):

«Российская Федерация — есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)».

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Ст. 60):

«Российская Федерация является правопреемником и продолжателем СССР…».

Пропагандисты утверждают, будто «Россия на своей территории официально будет правопреемником СССР», что и так является бесспорным уже около 30 лет.

Действительно, этого не было впрямую сказано в Конституции, хотя вытекает из ее преамбулы.

Казалось бы, почему только СССР? Где Российская империя? Киевская Русь? Зачем понадобилось вдруг вписывать СССР в Конституцию? Скорее всего эта поправка что-то вроде утешительного бонуса для оплакивающих советскую власть.
 

Из 14 тезисов, якобы выражающих суть изменений Конституции, 13 либо не соответствуют действительности, либо искажают смысл поправок, либо безосновательно дают им позитивное толкование. Из 14 только одна позиция (о создании доступной среды для инвалидов – № 4 в таблице) соответствует содержанию и значению поправки. И эта поправка – единственное, что можно было бы поддержать, если бы поправки голосовались, как оно требуется по закону, каждая отдельно.

При этом большинство якобы ключевых поправок, как они представлены на mos.ru, ключевыми не являются – ни в качестве «самых лучших», ни в качестве «наиболее вредных» и вступающих в прямое противоречие с неизменяемыми 1 и 2 главами Конституции.  Есть несколько принципиально важных изменений, о которых официальные информаторы умалчивают. Даже поправка об обнулении является для страны скорее самой компрометирующей, но не самой вредной. Шах не вечен, а вот уничтожение местного самоуправления и разрушение федерации выдернуть из Конституции потом будет нелегко.

Итак, первое – изменения статьи 67 Конституции позволяет создавать внутри РФ «федеральные территории», управляемые из центра, что нарушает принцип федерализма и открывает возможность прибрать к рукам наиболее лакомые куски. Какая часть федерации может стать такой территорией, каковы условия их присвоения Москвой – об этом поправка умалчивает, спуская решение вопроса на уровень федерального закона.

С местным самоуправлением еще хуже. Основы конституционного строя в статье 12 устанавливают: «… Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Ратифицированная Россией в 1998 году Европейская Хартия местного самоуправления содержит обязательное требование формирования органов МСУ на прямых демократических выборах. Используя совершенно новую для российского законодательства, нигде не конкретизированную формулу «публичная власть», обновители Конституции объединяют в этом понятии государственную власть и местное  самоуправление, выстраивая их в единую вертикаль (новая редакция ст. 80, 131, 133): «Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом». Как не было местного самоуправления в СССР, так его теперь и не будет. Тем более, что для Москвы, Петербурга, Севастополя и региональных столиц могут устанавливаться загадочные «особенности»: «Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом» (дополнение ст. 131). Самое замечательное здесь – «другие территории». Местного самоуправления не будет, зато и мэров сажать не будут, единственный плюс. Власти, похоже, сильно не понравилось, что на выборах во многие местные органы  в Москве, Петербурге и других местах победили независимые, несогласованные кандидаты.

С точки зрения государственного устройства именно эти поправки основные. Политика меняется, а формы остаются. «Публичная власть» пустит корни, прорастет во многих законах, и можно будет сколько угодно и безрезультатно размахивать Хартией местного самоуправления.

Все вожжи, все приводные ремни сосредотачиваются в руках президента. Всегда говорили, что российская Конституция «сверх-президентская». Но по сравнению с обновленной…

Один из принципов «обновления Конституции» — приведение ее в соответствие с ее нарушениями, удобными власти. Таковы поправки, легализующие ни на чем до сих пор конституционно не основанное подчинение президенту силовых ведомств.

Глава государства становится главным не только в Кремле, но и в правительстве, его даже не сопредседателем, а над-председателем, осуществляющим «общее руководство» правительством. Еще Ельцин, не довольствуясь им же установленными в его Конституции президентскими полномочиями, взял МВД, Минобороны, МИД, Минюст, МЧС и ФСБ в свое прямое подчинение, что и было прописано в законе о правительстве еще в 1997 году. Хотя Конституция таких полномочий президенту не давала (см. ст. 110 действующей редакции). Теперь же должность премьер-министра становится технической, так как Конституция позволит президенту  вытаскивать из-под премьера любые ведомства под свое президентское управление.

Нельзя сказать, что поправки, относящиеся к судебной системе и прокуратуре, способствуют повышению их независимости. Скорее наоборот. Усиливается влияние президента на суд. Так, Конституционный Суд, состоявший всегда из 19 судей, сокращен до 11. Не думаю, что из экономии. Задача поправки – обеспечить полную управляемость КС в ближайшие десятилетия. Как-то так получалось, что в составе КС, как ни старался Кремль, постоянно оказывались либо совсем независимые, либо не полностью управляемые судьи. Уменьшив их почти вдвое, таких неприятностей рассчитывают избежать.

То, что президент назначает судей – это нормально. Но важно не кто назначает, а кто снимает. Поправками президент наделяется полномочием снимать, через Совет Федерации, судей высших судов, от председателей КС и ВС до председателей и заместителей кассационных и апелляционных судов (ст. 83). При этом основанием лишения судьи полномочий является «совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи» (ст.83). Точно так же, и даже еще хуже, и в отношении прокуроров руководящего звена. Их президент может освобождать от должности без согласия Совета Федерации.

Дух поправок в Конституцию характеризует одна маленькая поправочка. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, становится пожизненно членом Совета Федерации. Не ограничиваясь этим относительно безобидным подношением, обновители Конституции уточняют, что данное лицо вправе и отказаться от должности сенатора. Ни к каким другим перечисленным в Конституции фигурам такого уточнения не прилагается. Ведь всем очевидно, что отказаться от должности вправе любое лицо.

И сидят они все в тех же кабинетах. И хотят сидеть вечно. И войти в историю. Но поправки, рожденные сегодняшними политическими выгодами, еще аукнутся. Как они сами написали в этих поправках, Российская Федерация обеспечивает защиту исторической правды.

 

Лев Левинсон, 22 июня 2020

 

Теги: Левинсон
Новости
Все новости
22.05.19

Премии МХГ за 2019 год были вручены десяти правозащитникам и юристам 17 мая в «Театре у Никитских ворот» в Москве.

23.10.18
23 октября Европейский Суд защитил заявителей от высылки в Узбекистан и Таджикистан.
Контакты
Адрес:
129515 Россия, Москва, Институт прав человека, до востребования
Телефон:
Подписаться на рассылку
По решению Минюста РФ 20 ноября 2015 г. АНО Институт прав человека включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. 
Ознакомлен с пользовательским соглашением